Основные черты восточного богословия -3: трудно быть богом

Основные черты восточного богословия -3: трудно быть богом

Друзья, перед вами очередная статья об основных чертах восточной богословской традиции. Если вы ещё нечитали предыдущих постов из этой сериии, то рекоммендую начать с этой статьи — «Православным о православии«.

Обожение

Обожение — является одной из важнейших черт восточной богословской традиции. Наука об обожении базируется на известном выражении св. Иринея Лионского, который однажды написал, что Бог стал человеком, дабы человек стал богом, обожился (ср. Против ересей 3.19.1).

Путь обожения — это путь  познания Бога человеком. Такое познание становится возможным, потому что Иисус Христос стал Человеком, при этом оставаясь Богом. В воплощённом Христе человеку доступно Божество. Мы же, по словам апостола Петра, призваны стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет 1,4).

Иоанн Павел II высоко ценил концепцию обожения, указывая на учение святых Восточных Отцов Церкви:

«Учение Отцов Каппадокийцев об обожении вошло в традицию всех восточных Церквей и является частью их общего наследия. Это можно подытожить мыслью, уже выраженной св. Иринеем в конце II столетия: Бог вочеловечился, дабы человек обожился. Это богословие обожения остается одним из особо ценных приобретений в восточной христианской мысли» (Orientale lumen, 6).

Тринитарный характер богословия

Восточное (православное) богословие носит ярко выраженный тринитарный характер. Божественная Литургия, которая как уже было упомянуто, занимает центральное место в восточном богослужении, начинается словами: «Благословенно Цар­с­т­во От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха, ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков».

Примечательно, что на Западе богословская мысль была более сконцентрирована на христологии и антропологии, чем на тайне Пресвятой Троицы. Эта разница произошла из-за разных направлений мыслей Святых Отцов: на Востоке точкой выхода для теологической рефлексии была тайна Пресвятой Троицы, на Западе же — тайна человеческого бытия.

Иными словами, в то время, когда на Востоке созерцали тайну Пресвятой Троицы (что нашло своё выражение между прочим в богослужении), то на Западе размышляли о благодати, свободной воле человека и устройстве Церкви (ср. Василь Тучапець, Нарис східного богослов’я, с. 15).

Продолжение следует…

Рекомендованные статьи

3 комментария

  1. Андрей, спасибо за понятные разъяснения.

    По поводу учения об обожении. А в какой книге можно подробнее ознакомиться с этим учением и где обычно приобретают такие книги, если это возможно?

    1. о. Андрей Буйнич

      Множество христианских авторов писало на тему обожения. Наиболее известными из них являются Григорий Палама, Владимир Лосский. Также есть небольшая книга Георгия Мандзаридиса «Обожение человека». Подобную литературу можно купить в православных и католических книжных магазинах, а также найти в интернете.

      Должен однако предупредить, что эти книги довольно трудны для понимания тем, кто ещё не вполне уверенно оперирует основными теологическими понятиями и хорошо знаком с вероучением Католической или Православной Церкви.

  2. черный квадрат

    [quot]Наука об обожении базируется на известном выражении св. Иринея Лионского, который однажды написал, что Бог стал человеком, дабы человек стал богом, обожился (ср. Против ересей 3.19.1).[/quot]

    ничего такого у Иринея Лионского нету;
    в книге «Против ересей» (3, 19, 1) говорится:
    «… Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим…»

    а рядом со знаком (с) под фразой «Бог стал человеком, дабы человек стал богом» следует написать имя Афанасия Великаго (О воплощении Слова, 54);

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *