Восьмая заповедь. Катехитическая проповедь

Восьмая заповедь. Катехитическая проповедь

VIII. Не лги (говори правду)

Друзья, я продолжаю публиковать свои катехитические проповеди о Декалоге. Сегодня вашему вниманию предлагается толкование восьмой заповеди.

В Ветхом Завете в Книге Выхода восьмая заповедь подана так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20, 16). Мы, христиане, живем в мире. А в мире много лжи. Отцом лжи, как известно, является дьявол. (Нам хорошо известна история обмана и первородного греха с первых страниц Книги Бытия). Вслед за дьяволом после упадка наших прародителей начали лгать и все люди.

Почему врут люди? Как себя вести христианину?


Врут люди потому, что получают от лжи временную пользу. Ложь вошла в различные сферы жизни человечества. В политику, спорт, рекламу, средства массовой информации (телевидение, радио и газеты), даже в религию проникает ложь. Имеет место она также в семье и на работе… Но нечего удивляться — там где есть люди, там есть проблемы.

Несмотря на очевидный факт, что ложь — это распространенное явление, мы, христиане, призваны к тому, чтобы не лгать и говорить правду. Иисус в Евангелии говорит так: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37). Также и в другом месте читаем: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32).

Возникает важный вопрос: как себя вести в мире, когда мы почти повсюду имеем контакт с ложью? Прежде всего нужно запастись здоровым скептитизмом и научиться «отфильтровывать» информацию. Всегда, слыша какие-либо вести, следует задавать себе вопрос: «кому выгодно?».

Однако, не стоит впадать в крайность в скептицизме, но прежде всего искать людей достойных доверия. Если таких людей много, то они могут поддержать друг друга, и более того, такие люди становятся фундаментом общества. Очень важно также обращаться к источнику Истины. Этим источником является Священное Писание. Если мы хотим пребывать в Истине — нам нужно прочно держаться чтения Священного Писания.

Искусство говорить правду

 

Говорить правду — это настоящее искусство. Очень важно говорить правду с мудростью. Люди имеют много тайн: служебные, семейные, личные… Нужно быть мудрым, чтобы говоря правду не выдавать чужые тайны. В этом искусстве — уметь говорить правду мудро — нам могут помочь некоторые принципы.

Первым принципом является молчание. Когда мы слышим какие-то сведения, то совсем необязательно их сразу распространять. Они могут быть неточны, глупы, или неполезными. Сохрани молчание — пусть эти сведения исчезнут в тебе, как в глубоком колодце. Стяжи дар молчание волей, а еще не раз поблагодаришь за него Бога.

Следующий принцип — это евангельская дипломатия. Примером евангельского дипломата является для нас сам Иисус Христос. Мы знаем, что Его провоцировали разные люди. Его хотели поймать  на слове фарисеи и саддукеи, когда спрашивали о том, можно ли давать подать кесарю. Иисус не мог ответить ни «да», ни «нет», т.к. в каждом случае Он был бы обвинен. Однако наш Учитель ответил, как хорошо помним: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу божье». Таким ответом он посрамил тех, кто Его преследовал, а также указал на высшую мудрость.

Есть также принцип, который утверждает, что человеку можно сказать правду, только тогда, когда он имеет право эту правду знать, или если данная личность заслуживает доверия. И это понятно, так как лицо которое доверие не заслуживает, может использовать нашу информацию против тех людей, которых она касается, а также против нас самих. Таким образом давайте обращать внимание, что и кому мы говорим!

Помните, что правда без любви убивает. Чтобы говорить правдивые замечания своему ближнему нужно помнить несколько вещей. Во-первых нужно помнить о своей слабости и, что ты не судья своему ближнему. В этом могут помоч слова нашего Господа о бревне, которое надлежит вытащить из своего глаза прежде того, как заняться оком своего ближнего.

Нельзя сразу делать замечание человеку публично. Такой поступок может иметь серьезные последствия. Сначала сделай замечание в одиночестве, если же не послушает тебя, то при свидетеля, и только потом можешь замечание сделать публично. Эти этапы описаны в Священном Писании. Кроме этого храни принцип равновесия: делай замечания так часто, насколько часто сам в состоянии принимать замечания от других.

Грехи против VIII заповеди


Против VIII заповеди существуют многочисленные грехи. Среди них можно выделить донос. Донос — это передача другим неких секретных сведений о

другом человеке. Доносчиком был Иуда Искариот. Он даже и не представлял, какие будут последствия того, что он сообщит, где и когда можно найти Иисуса. Знаково, что в римском законе было предусмотрено наказание за донос. Римляне понимали, что доносы подрывают доверие в обществе, а как следствие устойчивость государства. А в нашем белорусском обществе, был ли кто осужден законом за донос?

Кроме доноса существует ложь (когда обманываем, говорим неправду), клевета (если ложно обвиняем других людей в том, чего они не делали), оговор (если без нужды открываем чужие ошибки, слабости и грехи), сплетня (если раскрываем другому человеку услышанную о нём негативную информацию и называем имя человека, который совершил оговор), полуправда (когда подаем часть правды для видимости, а другую же часть замалчиваем).

Можно было бы много еще сказать здесь о грехах против VIII заповеди, однако хочется обратить внимание на одну очень важную вещь. НЕ достаточно говорить правду — более важно любить правду, истину. Любит правду — это хранить ей верность. Верность правде — это верность Богу. Верность Богу — это все, что нам нужно.

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *