Совесть VS Декалога? Катехитическая проповедь на Великий Пост (1)

Совесть VS Декалога? Катехитическая проповедь на Великий Пост (1)

Друзья! Предлагаю вашему вниманию в переводе с белорусского свои катахетические проповеди, с которыми я обратился к прихожанам и гостям «красной церкви» в Минске (с 20.03.2010 по 26.03.2010)

Итак, первая проповедь: совесть против Декалога? (См. похожий материал также тут).

Дорогие братья, дорогие сестры!

1. Начинаем великопостныя духовные упражнения. Традиция подобных упражнений требует от нас объявить тему наших размышлений, которые будем проводить в течение ближайших семи дней, и которые я хочу предложить вам в форме семи катехитических проповедей. Тема на первый взгляд не оригинальна — ДЕКАЛОГ, или другими словами «Десять Божьих заповедей«. Десять заповедей знают… или лучше сказать ПРО десять заповедей знают почти все люди, даже те, которые не имеют к христианству особого отношения. Однако, я не уверен, что все христиане ясно осознают, что каждая из них означает.

Нам, христианам, кажется, что Декалог Ветхого Завета не так уж для нас и важен: ведь Иисус в Новом Завете дает нам более совершенные заповеди — заповеди любви. Мнение такое, однако, является ошибочным. Декалог нам очень и очень нужен, а знания наши о нем часто поверхностны. Сегодня в этой катехитической проповеди я хотел бы в общих чертах рассказать (1) о Декалоге, а также указать на (2) взаимоотношения, существующие между Декалогам, с одной стороны, и совестью — с другой.

Сразу хочу отметить, что существуют две традиции нумерации заповедей. Первая из них — восточных Отцов Церкви, вторая — катехитическая традиция св. Августина, которая также используется в Катехизисе. Быть может большинство из нас знакомо с нумерацией заповедей согласно Катехизису. Дабы избежать путаницы, хочу сразу предупредить, что во время своих проповедей я буду пользоваться нумерацией заповедей согласно Катехизису, т.е. св. Августину.

2. Декалог («десять слов»), или список десяти заповедей находится в Библии в книге Исхода и в книге Второзакония. В ветхозаветное время Декалог являлся центральным документом в Законе израильского народа, не потерял он актуальности и во времена Нового Завета, то есть и в наше время. Втечение почти трех тысячелетий Декалог оказывал и оказывает влияние на цивилизацию и культуру. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», пришло к нам именно со страниц Священного Писания и есть конституционной (фундаментальной) частью Декалога.

Содержание Декалога традиционно разделяют на две части: первая часть — это первые три заповеди, которые описывают взаимотношения человека с Богом, и вторая часть — оставшиеся семь заповедей, регулирующих нравственные (моральные) взаимотношения людей между собой.

Важной особенностью Декалога является то, что он гармонично объединяет в себе эти две части. Благодаря такому сочетанию Декалог становится не просто гуманным законом, оптимальным для общества и удобным для жизни здесь, на земле, но и получает незыблемые основания от Бога.

3. В наше время наука Католической Церкви обратила особое внимание на совесть, подчеркивая, что она является моральной нормой поведения человека. Можно даже сказать, что совесть — это такой «портативный», или «мобильный» декалог, который всегда с нами. Если это так, то нуждаемся ли мы в двух декалогах? Ответ на этот вопрос однозначен: да, нам необходимы оба декалога!

Совесть — это, по определения Катехизиса Католической Церкви, голос Бога в сердце человека. Он нам подсказывает, что хорошо, а что плохо. Совесть — это такой инструмент, который позволяет нам решать, что является добром, а что злом в реальных жизненных ситуациях. Однако, как хорошо мы знаем из жизни, этот голос говорит разным людям по-разному. Иначе: сколько людей, столько совестей. Что запрещает совесть одному человеку, другому человеку оно легко позволяет. В чем же проблема? Проблема в том, что голос Бога в наших сердцах мы слышим по-разному. Кто-то имеет музыкальный слух, кто-то нормальный, а кто-то немного, или совсем глухой. Подходим к очень важному утверждению:

совесть — это субъективная моральная норма.

Совесть подобно грязному зеркалу: чем больше его чистим, тем лучше видим в нем свое лицо. Процесс очищения зеркало — это есть процесс формирования, воспитания совести. Чтобы правильно сформировать совесть надо его соотносить с какими-то объективными нормами, сбором же таких объективных норм и является Декалог. Вот еще одно важное утверждение:

декалог — объективная моральная норма.

Нашим христианским призванием есть воспитание, формирование своей совести, и в этом нам помогает Декалог.

Рекомендованные статьи

3 комментария

  1. Всегда считала, что Красный костёл — это вполне конкретное имя собственное 🙂 Но, как оказалось, его можно назвать «красной церковью»…

    А проповедь замечательная… Декалог как камертон…

    1. о. Андрей Буйнич

      Спасибо, Катя, что Тебе понравилось… Но а, что касается «красной церкви», то филология нас рассудит 🙂 (если, конечно, оная забредёт на сей сайт и оставит свой веский комент 🙂 )

      1. Ой, да про филологию, ой, да про переводы…. Неужто слово «аминь» тоже переводите? ;)) А то ведь 95% прихожан представления не имеют, что оно означает…
        Уже боюсь предположить, как будет выглядеть следующее издание молитвенника :-Р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *