Добротолюбие и исихазм

Добротолюбие — это самая большая и наиболее известная в восточной христианской духовности антология аскетических писаний. Добротолюбие содержит тексты авторов IV-XV столетий, в основном греческих и византийских.

Сборник содержит более 60 писаний 38 авторов. Он был составлен Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа, и впервые увидел свет в 1782 году на греческом языке в Венеции.  Греческое слово φιλοκαλείν (filokalia) означает дословно «любовь добра и красоты».

Любопытно, что полное название антологии содержит такое выражение «Добротолюбие священных трезвомудрцев…». Слово «трезвомудрец» происходит от слова «трезвомудрие«, которое в свою очередь  является переводом греческого слова nepsis. Дословно слово nepsis переводится, как трезвость, а в аскетических трудах на русском языке чаще всего употребляется слово «трезвение«.

Очевидно, речь не идёт о отсутствии опьянения спиртными напитками у преподобных отцов, но о особой добродетели.

Трезвение — это состояние неустанного внутреннего внимания, соединённого с пресечением всякой мысли, стоящей на пути к единению с Богом. Синонимом слова nepsis является известное слово ησυχια (hesychia) — духовный покой, безмолвие, внутреннее сосредоточение.

Составители Добротолюбия без сомнения хотели подчеркнуть, что сборник содержит писания авторов, принадлежащих к особому духовному направлению — исихазму.  Исихазм, как духовное направление, подчёркивает роль неустанной внутренней молитвы, которая ведёт к состоянию духовного покоя и возможности воспринять Божий дар фаворского света.

На сайте «Для Иисуса» я планирую опубликовать несколько постов посвящённых Добротолюбию и исихазму. Если вы не хотите пропустить, то вы можете подписаться на рассылку обновлений блога на почту или войти в общество сайта. Пожалуйста, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях и твитторе. До скорой встречи!

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *