Смиренным быть не модно. Неделя Мытаря и Фарисея. Проповедь

Смиренным быть не модно. Неделя Мытаря и Фарисея. Проповедь

Дорогие братья, дорогие сёстры!

1. Что это — быть смиренным? Кто он такой, покорный человек, чем отличается от других? Современная цивилизация назойливо подсовывает нам свое видение смирения. Быть смиренным — не модно. Ведь… Быть смиренным — это быть пассивным, «забитым», не иметь своего мнения. Быть смиренным — это быть слабым.

Смирение не подходит современному человеку — человеку успеха, мощи, карьеры, материального достатка; человеку, уверенному в себе. Однако же, братья и сёстры, сей образ смирения — ложный.

Сегодняшний отрывок Евангелия предоставляет нам истинный образ смирения. Два человека — мытарь и фарисей пришли в храм. Фарисей благодарит Бога за то, что он не такой, как другие грешники, а мытарь просит о милости. Кому из них не хватает адекватной самооценки?

И вот здесь нужно отметить, что только Бог может быть гарантом правильной самооценки! Также как мы временами требуем врача, который мог бы поставить нам правильный диагноз, и не делаем этого сами, также мы требуем Бога, ибо только Он — истинный Врач душ и телес — может дать нам увидеть нас, такими, какими мы являемся.

2. Фарисей старается сам себе «поставить диагноз»: он вмещает себя в центр своей молитвы, уверенно перечисляет свои добродетели, старается быть сам себе судьею, а более того — сурово судить других… Мытарь — и в этом его смирение — отказывается судить даже самого себя. Однако же этим он не «закрывает глаза» на свои грехи и проблемы — он ищет свою истинную сущность в Боге. Он соотносит свою внутреннюю реальность не со своей ограниченной оценкой, но с действительностью Божьего Милосердия. Именно об этом свидетельствуют слова мытаря — «Боже! Будь милостив ко мне, грешному «(Лк 18, 13Б).

«Боже! Будь милостив ко мне, грешному» — это слова не «забитого» и не пассивного человека. Наоборот, чтобы сказать эти слова надо сделать серьезное духовное усилие, рывок! Надо открыться, не стесняться показать свои раны и слабости… В этих словах — динамика нашей духовной жизни, образ отношений между конкретной личностью и нашим Богом, Врачом и справедливым Судьей. Этими словами мы прикасаемся к Тому, до Кого невозможно прикаснуться!

3. Однако же, какой «рецепт» выписать современному человеку? Как ответить на вопрос: «Что мне сделать, чтобы стать более смиренным?».

Полагаю, что первый шаг к смирению — скромные поведение.

Будь скромным! Перестань думать, что ты всегда прав, придержи свой язык, научись слушать других, старайся понять их, берегись поспешно давать оценку, будь великадушным и милосердным для всех, кто в этом нуждается.

Быть скромным… Вот почему так не модно быть смиренным.

Рекомендованные статьи

2 комментария

  1. Андрей, мне очень понравилась статья. Вы очень четко сформулировали, что означает проявлять смирение. Я согласна с Вами.

    Ведь на самом деле, человек, который смиряется, получает благодать от Бога — Бог смиренным дает благодать. Еще мне нравится место в Книге Притч о том, что за смирением следует страх Господень, богатство, и слава, и жизнь (Прит. 22:4).

    А в мире перевернуты ценности и искажено понятие смирения.

    1. о. Андрей Буйнич

      Спасибо, Юлия, за высокую оценку моей статьи. Конечно, Вы правы и в мире ценности перевёрнуты и искажены. Но так, увы было всегда. Ведь только имея «ум Христов» (ср. 1 Кор 2, 16) можно обрести перспективу и посмотреть на эту жизнь с иной точки зрения…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *