Lectio divina: практика в малой группе

О медитации замолвите слово...

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я хочу рассказать о том, как практиковать Lectio Divina вне богослужебной молитвы в малой группе. Я уже давно планировал написать такую статью, а кроме этого у читателей блога возникают вопросы относительно практического аспекта такой молитвы.  Таким образом я понял — пришла пора на эту статью. Итак начнём…

Малая группа и ведущий

Малая группа — это группа из 3-10 человек, однако оптимальным считается группа состоящая из 5-6 участников. Группа садится в «кружок» (желательно вокруг круглого стола) в центре ставится свеча. Каждый участник должен иметь при себе экземпляр Святого Писания и (желательно) индивидуальную тетрадку для записей.

В группе всегда должен находится «ведущий». Ведущий — это тот человек, который знает, как проводить Lectio divina, воцерковлённый и обладающий лидерскими навыками. В приходе обычно роль такого ведущего выполняет священник или тот, кому он это задание поручит.

В обязанности ведущего входит прежде всего выбор библейских текстов для чтения и подготовка комментария. Обычно следует назначить три фрагмента:

1) из Апостольских посланий или книги Деяний Апостолов,
2) один псалм из Псалтыри и
3) фрагмент Евангелия.

Подготовка комментария

Ведущему необходимо написать комментарий для назначеных фрагментов Библии. Заметьте, что это должен быть комментарий, а не «мои мысли на тему». Поясню в чём заключается разница.

В «моих мыслях на тему» мы излагаем наше понимание фрагмента Святого Писания, а в комментарий мы кропотливо выписываем «сухую» информацию из Библейских справочников и энциклопедий, и специальных библейских комментариев, комментариев Святых Отцов

Что бы было понятно, давайте в этой статье я приведу пример конкретного комментария на фрагмент Евангелия от Луки 15,11-32 (притча о блудном сыне).

Пример комментария к Лк 15,11-32

Блудный сын. Эта притча, в контексте двух предыдущих притчей о «пропавшей овце» и «потерянной драхме», является своеобразным пиком. Это видно, как из литературной формы, так и богословского смысла. Недаром её называют «Евангелием в Евангелии», рассказывающем о милосердном Боге-Отце.

В общих чертах смысл притчи понятен, однако для углубления понимания обатимся к некоторым подробностям. Мы видим богатого господина, имеющего множество слуг-наёмников, который однажды слышит странную просьбу из уст своего младшего сына. Он требует (в соответствии законом Моисея (сравни Втор 21,17)) третью часть будущего отцового наследства. Это было весьма оскорбительно для отца, т. к. сын вёл себя так, как-будто бы отец уже умер.

Самое удивительное во всей этой ситуации то, что отец слушает своего сына и отдаёт ему часть наследства. Это наследство тот теряет в чужой стране, выражаясь словами старший брат, «расточив имение своё с блудницами» (сравни со стихом 30).

Притча обращает наше внимание на 4 стадии деградации младшего сына: (1) потеря наследства, (2) голод, (3) пасение «нечистых» животных, (3) необходимость красть у свиней еду. О третей стадии Талмуд говорит следующее: «Проклят человек, который разводит свиней». По сей день у евреев и магометан господствует убеждение, что пасение свиней — это проклятие.

Рожки, о которых говорит притча, принадлежат к растению Ceratonia siliqua (рожковое дерево, семейство бобовых), а по арабски karrub. Глубину упадка блудного сына хорошо видно по тому, что хозяин свиней воспринимает его хуже, чем самих животных. Блудный сын вынужден красть рожки, которые ели свиньи, т. к. «никто не давал ему» (стих 14)…

На самом деле, на этом комментарий не заканчивается, однако мне кажется, что этого примера достаточно, что бы понять принципы его написания. Кстати, приведённый мной комментарий — это мой вольный перевод фрагмента книжки отца Августина Янковского (o. Augustyn Jankowski OSB) «Царство Божие в притчах».

Хочу также добавить, что сам комментарий не должен быть чересчур обширным. Пусть он занимает около 5 минут времени. Следует действовать по ситуации: например, ведущий может сочесть уместным подготовить только один, более обширный комментарий к одному фрагменту Писания. Такое тоже возможно.

Последование «Божественного чтения»

После того, как участники собираются вместе и рассаживаются по кругу, ведущий зажигает свечу. При этом он может произнести слова какой либо молитвы, например, «Свет Христов просвещает всех». Далее ведущий произносит

1. вступительную молитву. Этой молитвой может быть или «Отче наш», или «Царю Небесный», либо короткая молитва своими словами. Потом он же объявляет

2. чтение комментариев к предусмотренных отрывков из Священного Писания (если комментарии отсутствуют, то священник может сделать своё собственное введения, однако избегая формы проповеди). После этого следует

3. чтение отрывков из Священного Писания. Участники по очереди читают фрагменты, а на чтение Евангелия все встают. Далее все вновь садятся и совершают

4. индивидуальное чтение и размышление Божьего Слова, по мере возможности пользуясь принципами, которые я изложил здесь. Следующим пунктом следует

5. молитвенное чтение вслух тех стихов, которые тронули наше сердце. Первым начинает читать ведущий и это знак для участников, что закончилось индивидуальное размышление и начался следующий этап. Последним пунктом Lectio divina является

6. деление участников тем, что Господь Иисус Христос открыл нам о нас во время созерцания Божьего Слова. Ведущий следит за тем, что бы не нарушались правила деления, и после того, когда все желающие поделятся, произносит слова заключительной молитвы. Это может быть «Богородица, Дево, Радуйся» либо короткая молитва своими словами.

Четыре главные принципы деления в малой группе

Хочу обратить ваше внимание на особый этап «Божественного чтения» — этап деления. Возможно, кто-нибудь увидел в этом приём, которым пользуются психологи. В общем, так оно и есть. Мы этим приёмом пользуемся для благих целей — деление тем, как отозвалось Слово Божье в наших сердцах.

Что бы участие в делении не навредило участникам, ведущий должен помнить сам и часто напоминать другим основные принципы деления в малой групе. Вот они:

1. Каждый имеет право не делиться. Это простой и понятный принцип: нельзя заставить человека делиться. Деление с другими — это дар, который нам дарят наши братья и сёстры. Мы можем и сами делать такой подарок другим, но только тогда, когда у нас есть, что дарить и есть желание это делать.

2. Делиться можно только тем, что Господь Иисус Христос открыл нашему сердцу о нас. Деление можно начинать такими словами: «я благодарю Господа сегодня за следующие слова…». Закончить деление лучше всего словами «слава Богу» или «Аминь», тогда все присутствующие будут знать, что деление данного участника закончено.

3. Нельзя учить или рассказывать «Божью волю» для ближних, морализаторствовать. Если возникают вопросы относительно понимания комментария к текущим фрагментам Святого Писания, или же к самому Слову Божьему, то следует их задать после заключительной молитвы священнику или ведущему.

4. Нельзя перебивать лицо, которое делится или комментировать ее слова (например, так: «а у меня все было точно также, только еще хуже»). Все, что было услышано, не «выносится» по-за группу, которая участвовала в делении.

Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, что я достаточно подробно и вразумительно описал практику Lectio divina в малой группе. Буду рад узнать, смог ли кто-нубудь создать такую группу на базе своего прихода и какой опыт вы приобрели всвязи с этим. Жду ваших отзывов в комментариях и Божьего вам благословения!

Рекомендованные статьи

7 комментариев

  1. Мне кажется, что три чтения для малой группы — слишком большая программа… Могу, конечно, ошибаться, но кажется мне, что, замахиваясь на многое, можно не достичь эффекта. А одна цитата заставляет более внимательно относиться к избранному фрагменту, не пассивно «ловить» затронувшие слова, а активно искать: «что именно здесь сказано для меня»…

  2. о. Андрей Буйнич

    Как показывает практика, Катя, три отрывка (один из которых псалом) оптимальное число для малой группы. Ведь когда на столе обилие яств, то, конечно, кто-то может пробовать от каждого по кусочку, а кто-то наедается чем-то одним. И тут многое зависит от человека.

    Конечно, на столе может быть и «три корочки хлеба»… И я не отрицаю, что они могут быть в определённый момент, для определённого человека гораздо важнее всех искусных яств…

    Однако, это в О-чень критической ситуации! В нормальном же обеде обычно присутствуют первое, второе и компот 🙂 . Впрочем, я не утверждаю категорично, что должно быть именно 3 фрагмента! Ведущий должен расторопно сам увидеть нужды участников Lectio divina.

    Важно при этом помнить, что «достичь эффекта» — очень обманчивая цель!!! Дух Святой дышит где хочет — от Него зависит, какие будут плоды и в какое время.

  3. В целом согласна… Жаль, что на практике проверить не удастся…

  4. Очень понравилась статья. Хорошие правила. В малых группах интенсивно проходит работа.

    А в греко-католических церквях проводятся такие группы?

  5. Если вдруг случайно есть кому проводить… В Бресте есть такое, а где-то ещё — не слышала…

  6. о. Андрей Буйнич

    Да, действительно в брестском приходе проходят группы деления, но не группы Lectio divina. У себя в приходе я последнее время регулярно провожу такую группу «Божественного чтения».

    О тех или иных правилах работы в малой группе мне приходилось часто слышать, но никогда не встречал их записанными. Поэтому пару лет назад я записал для новичков те правила, которыми я здесь с вами поделился.

    Если, кто-нибудь встречал уже похожие формулировки, то киньте пожалуйста ссылочку — будет интересно сравнить…

    2Юлия — Спасибо, Юлия, за позитивную оценку статьи — для меня это важно знать, что мои материалы нравятся и могут быть кому-нибудь полезные.

    1. Правила очень понравились. Я несколько лет занималась служением в христианском психологическом центре (там были люди с разных конфессий: в основном протестанты и православные). Основная работа проходила в малых группах. Там были похожие правила. Благодаря им работа с группами была более эффективной.

      Насчет рассказывания «воли Божьей» для ближних — я с этим сталкивалась. Неприятные ощущения. Фактически, контроль человека над другим. На самом деле, когда человек говорит о себе, его могу из его опыта взять полезное для себя, что мне подходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *