Из моей переписки. Часть 6. Ответ Андрею про иконы и не только.

Из моей переписки.... Часть 3 - О Апостольской преемственности.

Дорогие друзья! В очередном ответе Андрею я отвечаю на его возражение относительно культа икон, а также отвечаю на вопрос о крещении младенцев.

Читайте нашу переписку и составьте своё собственное мнение. Ведь это вопросы веры. Вера касается всех!

о. Андрей, 1 октября:

Доброго времени суток, Андрей!

1. Мой первый ответ — по поводу Первой Заповеди и икон.

Давайте ещё раз припомним Первую Заповедь:

«Я Господь, Бог твой, (…) да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображение того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли … «(Исход 20, 2-4).

Давайте предположим, что Вы правы и Господь этой Заповедью запрещает писать иконы, создавать фигурки Христа, Богородицы и святых. Но в таком случае, такое понимание Заповеди должно распространяться также и на те изображения, «и что на земле внизу».

Таким образом, если мы будем и далее следовать такому пониманию Заповеди, нам следует отказаться от фотографий, иллюстрированных журналов, картинных галерей, музеев с фигурами, кино, компьютеров и всего того, что связано с изображением.

Наш Бог, Андрей, является ЛИЧНОСТЬЮ. Для личности характерно разумное и мудрое поведение. Если Бог имел ввиду такое понимание Заповеди, какое предлагаете Вы, то разве разумно Он поступает далее, противореча самому себе??

Ведь Он даёт указания Моисею построить ковчег с фигурками ангелов на его крышке: «Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина его полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувимов с другой края … «(Исход 25, 17 — 19а). Вы легко можете убедиться, что это написано в той же книге Исхода, всего лишь несколько глав далее.

2. Позвольте, Андрей, что расскажу в этом месте анекдот. Не для того, что бы кого-нибудь унизить или оскорбить. Путь этот анекдот будет для на притчей, с помощью которой мы попробуем разобраться в важных вопросах веры.

«Однажды на Небо попали православный священник, католический священник и протестантский пастырь. Их встречает Апостол Павел и говорит: дорогие братья, зайдите по одному в мой кабинет.

Первым входит православный священник. Через некоторое время он выходит, сокрушённо качая головой и приговаривая: как я ошибался, как я ошибался… Следующим входит католический священник и через некоторое время весь в поту выскакивает из кабинета, приговаривая: как я ошибался, как я ошибался…

Последним входит протестантский пастырь. Проходит час, второй, третий. Наконец дверь кабинета распахивается и оттуда выскакивает Апостол Павел. За ним с Библией в руках пастырь, который кричит вдогонку Апостолу Павлу: Но здесь написано так!!! Павел обернувшись и всплеснув руками воскликнул: Но это же я писал, Я!!!»

На самом деле этот анекдот иллюстрирует два подхода к пониманию того, что такое Святое Писания. Об этом я уже писал Вам ранее. А именно: что первично — Библия или Церковь? Дорогой Андрей, я глубоко убеждён, что Библия вторична по отношению к Церкви. Да, да, ведь Святое Писание возникло в Церкви, это верующие в Бога люди, вдохновлённые Святым Духом писали Библию — она не упала с неба готовая, подобно Корану.

Это Церковь отобрала среди многочисленных писаний о Иисусе и подтвердила своим авторитетом канон Священного Писания. Ведь Ветхий и Новый Завет были впервые сведены в каноническую форму Афанасием Великим только в 368 году! Отдельные книги Нового Завета постепенно входили в канон, например, были долгое время сомнения относительно книги Апокалипсиса… А полностью канон был утверждён только в 493 г., т.е. только в конце ПЯТОГО века. Это Церковь подтвердила авторитет писаний, которые мы теперь называем Библией!

3. Андрей, Вы совершенно правы, когда пишите, что «все люди, в т.ч. и священники могут ошибаться (может быть это чересчур нагло с моей стороны подвергать сомнению их авторитет, но тем не менее), а текст Библии нельзя изменить. А комментарии можно давать разные в зависимости от времени и места».

Все люди могут ошибаться. Но когда, я пишу о авторитете Церкви, то не пишу о отдельно взятых священниках, которые толкуют как хотят Библию, а потом заставляют в это верить. Наука Церкви формулировалась (заметьте, что я пишу формулировалась, а не создавалась) на Соборах, где присутствовали лучшие богословы и пастыри Церкви, те кто знал Бога не понаслышке.

Именно на Соборах был сформулирован догмат о Святой Троице. Ведь, в Святом Писании нет однозначного указания на то, что Бог един в трёх лицах! Отвергая авторитет Соборов, нам следует, тогда подвергнуть сомнению свою веру в Бога-Троицу, что просто для христиан немыслимо.

4. Теперь позвольте ответить на второй вопрос о крещении младенцев. Опять же эту задачу можно свести к вопросу о том, чем является Апостольская Преемственность. Из Апостольской преемственности вытекает наука о Таинствах. Таинство — видимый знак невидимой благодати — превышает наше разумение и сознание. Поэтому резонно задать вопрос: кто сознательно может креститься? Кто определят возраст в котором человек имеет достаточное сознание? А сколько раз было так, что человек приходил креститься, что бы выполнить принятый обряд, и только через некоторое время начинал практиковать свою веру.

Кроме этого, крещение младенцев, я могу обосновать (заметьте я пишу «обосновать», а не «доказать») также Святым Писанием. В Книге Деяний Апостолов читаем о стражнике, который уверовал: «И проповедовали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. И взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян 16, 32-33). Интересно, все ли домашние стражника приняли Крещение сознательно? Ведь «домашние» это не только семья, но и слуги. Но даже если не было семей слуг, то сложно представит в те времена семью без детей.

Андрей, спасибо за Ваши вопросы. Я очень надеюсь, что  некоторые мои мысли внесут ясность и укажут Вам направление для Ваших духовных поисков.

Задавайте вопросы! Я, конечно, не энциклопедия, но рискну ответить на ещё парочку Ваших задачек. :)))

Андрей Буйнич

Мой блог находят по следующим фразам

Рекомендованные статьи

4 комментария

  1. Андрей, ты пишешь в конце статьи: «Задавайте вопросы! Я, конечно, не энциклопедия, но рискну ответить на ещё парочку Ваших задачек»

    Да какой смысл задавать тебе вопросы, если все ответы предсказуемы?!

    Я не понимаю, зачем вообще нужна вся эта переписка. Вопрос первый, вопрос второй.. У тебя на все вопросы ОДИН ответ: Апостольская преемственность, ВСЁ решает авторитет Церкви, а не Библия.

    Так бы и написал Андрею: ответ на вопрос первый: потому что так решила Церковь! Ответ на второй вопрос: потому что Церковь так решила. И так далее.

  2. о. Андрей Буйнич

    Елена, свои ответы Андрею я аргументирую также Святым Писанием. Однако, Ты правильно заметила, что я делаю ударение на авторитете Церкви. По сути, я хочу донести одну простую мысль — Святое Писание возникло в Церкви.

  3. Я решила написать не вопросы, а свои мысли.

    Относительно икон. Думаю, что здесь наиболее важно — не сделать их объектом поклонения.

    Моя школьная учительница, православная, говорила, что иконы помогают ей сосредоточиться на Боге во время молитвы. При этом она не молилась на иконы. У нее были личные отношения с Богом. Она уже умерла.

    Насчет вопроса, что первично. Здесь я не согласна.

    О том, что Бог един в трех лицах, написано в 1Иоанна 5:7: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.»

    По поводу крещения в 1Петра 3:21 написано, что крещение — это обещание Богу доброй совести. Поэтому лучше, когда оно осознанно. Я встречала людей, крещенных в детстве не осознанно. Они были далеки от Бога, могли вести аморальный образ жизни. Конечно, есть люди, которые пережили встречу с Иисусом, крестились осознанно и потом тоже отошли от Бога.

    А вообще считаю, что в Библии, в христианстве есть основные истины:
    1) Бог Триедин — Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух;
    2) спасение через веру в Иисуса Христа.
    Если человек с этим согласен, если пережил близкую встречу с Богом, общается с Богом, то впоследствии Бог ему откроет, в чем истина, а в чем он ошибался. Проблема, если человек отрицает одну из этих истин.
    Я не эксперт. Могу ошибаться в чем-то. Но если я ищу Бога, изучаю Его Слово, то Он мне откроет, в чем я ошибалась.

    Читала на этом блоге информацию о Вас. Для меня удивительно, что человек, который в традиционной церкви, пережил близкую встречу с Иисусом. Я никогда не общалась с католиками и с греко-католиками.

    Я сама с протестантской церкви. У нас в Казахстане сейчас пробуждение в православных церквях. Бывает, общаюсь с некоторыми православными. В настоящее время увеличивается количество людей, которые не просто посещают православный храм для галочки, традиционно, а регулярно бывают на исповеди и на беседах со священником. На исповеди и во время службы реально переживают Божье присутствие. Одна моя знакомая говорила, что ей очень помогло выйти из кризиса то, что священники много молятся, много благословляют во время службы. Она выбрала духовника, к которому регулярно ходит на исповедь. Я уже привыкла к другой форме служения. Но я радуюсь, когда узнаю, что люди, действительно, приходят к Богу.

  4. о. Андрей Буйнич

    Христиане с давних пор стремились сформулировать постулаты своей веры. И эти постулаты формулировались в Церкви на соборах на основании Святого Писания и назывались «символами веры».

    Одним из первых символов веры был Апо́стольский си́мвол ве́ры (лат. Symbolum Apostolorum, Credo Apostolorum) — древний христианский символ веры. Назван апостольским, поскольку он является одним из древнейших символов веры, и содержит в себе элементы, восходящие к апостольской проповеди. Вот он:

    «Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли,
    И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён, сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых, восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придёт судить живых и мертвых.
    Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь»

    Следующим символом, которым и по сей день пользуются католики и православные — это Никео-Цареградский Символ веры. Он был составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского Символа. Никео-Цареградский Символ веры унаследовал основные свои положения из Апостольского Символа веры. Вот он:

    «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
    И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, через Которого всё сотворено;
    для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
    распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
    воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
    восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
    и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, Царству Которого не будет конца.
    И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
    И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
    Исповедую единое крещение во оставление грехов.
    Ожидаю воскресения мёртвых
    и жизни будущего века. Аминь.»

    Даже если поверхностно ознакомиться с этими символами, то можно заметить, что для христиан единой Церкви первых веков были актуальны многие доктринальные вопросы, которые не ограничивались только двумя пунктами (Троицей и спасением через веру)…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *