Основные черты восточного богословия -4: Восток vs Запад?
Верю / не верю, Православие

Основные черты восточного богословия -4: Восток vs Запад?

Друзья, я продолжаю рассказывать об особенностях восточной богословской традиции. Сегодня я в общих словах опишу несколько очередных характерных черт Православия. (Тем, кто не читал предыдущих статей на данную тему, я предлагаю ознакомиться с постом «Православным о православии«).

Пневматологиный аспект


Пневматология — это учение о Святом Духе. Восточная богословская традиция особое значение придаёт . Действительно, на ряду с такими «основными», широко известными молитвами, как «Отче наш» и «Богородице, радуйся«, рядовые практикующие православные взывают к Духу Святому в молитве «Царю Небесный» (эта молитва — является одновременно церковным гимном и широко используется в богослужении):

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод:

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Ты всюду присутствуешь и все наполняешь, Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, и очисти нас от всякого зла и спаси, Добрый, души наши.

Конечно, этим не ограничивается пневматологический характер Восточной богословской традиции, однако же в этом месте позволю себе остановиться, дабы продолжить (если получится) в отдельной статье посвящённой пневматологическому христианству. А пока давайте обратим внимание на следующую черту восточной богословской традиции.

Космический аспект


Восточное богословие говорит о том, что Церковь, будучи Телом Христовым, носит космический характер. Тот факт, что Христос стал человеком, принял тело — также имеет космическое значение, т.к. означает новый (восьмой) день творения мира. (ср. Василь Тучапець, Нарис східного богослов’я, с. 16).

Иоанн Павел II следующим образом выражает эту мысль в своём Апостольском послании «Свет Востока»: «Космическая реальность призвана также возносить благодарение, ибо весь космос предполагается к полному воссоединению во Христе Господе» (Orientale lumen,11). Космический аспект православного богословия связан на прямую с Пасхальной Тайной Иисуса Христа.

Пасхальный характер


Пасхальный характер восточной традиции особенно заметен в богослужении Восточных Церквей, а также в духовности. В то время, как на христианском Западе особое внимание обращено на Распятие Господа нашего Иисуса Христа, то на христианском Востоке внимание поглощено Его Воскресением. Эти два аспекта христианского вероучения, конечно же, не противоречат друг другу, а наоборот являются одним целым с точки зрения того, что сделал для человечества Спаситель.

Эсхатологический аспект


Для Православия характерной чертой является эсхатологическое сознание. Известно, что христианская эсхатология — это наука о конце света, это видение того, что должно произойти миром и человеком. Общая эсхатология говорит о судьбе этого мира и о том, что ожидает его в конце. Частная эсхатология учит о посмертном бытии каждого человека.

Такое видение на Востоке проявляется в учении о том, что не следует привязываться к миру и земной жизни, а прежде всего иметь перед собой перспективу вечной жизни в Царстве Божим. Для Запада же характерно внимание к земной реальности, актуализации христианства в мировой истории. Подход Запада можно было бы назвать «дорогой эволюции», в то время как подход Востока «путём преображения» (ср. Василь Тучапець, Нарис східного богослов’я, с. 18). Сново хочется подчеркнуть, что такие подходы не взаимоисключают друг друга, но скорее взаимодополняют.

Духовный мир иконы


Трудно переоценить влияние иконописи на Восточную традицию и духовность. На ряду с Литургией она стала носителем Предания. Икона выражает не только духовность Восточных Церквей, но и догматическое сознание, а также является символом правоверности.

Икона на востоке — это не тоже самое, что церковная живопись на Западе. На Западе фрески и изображения в храме служили «библией для убогих», тех кто не умеет читать. На Востоке же икона — это встреча с евангельской реальностью, окно в духовный мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *