Основные черты восточного богословья -1
Верю / не верю, Православие

Основные черты восточного богословья -1

Ну что ж, друзья, как я и обещал в статье «Православным о православии«, я начинаю писать об основных чертах восточной (православной) богословско-литургической традиции.

В начале в общих чертах, а потом, как Бог даст и разум позволит…

Предание

 

Основной чертой Православия является Предание. Что же это такое? Понятие «Предание» (Традиция) происходит от латинского термина traditio (греческого paradosis). Это слово означает передачу, вручение, давание, жертвование, доставление, делание добра. Если коротко, то само понятие «предание» подразумевает преемственную передачу из поколения в поколение какого-либо знания или учения, через саму жизнь Церкви (ср. архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин); архимандрит Исайя Белов, Догматическое богословие).

Папа Иоанн Павел II в своём апостольском послании Orientale lumen (Свет Востока), делает ударения на ключевых элементах Предания, давая ему следующее определение:

«Предание — это наследие Церкви Христовой, живая память о Воскресшем, встреченном и засвидетельствованном Апостолами, которые передали своим преемникам эту живую память, непрерывно гарантируемую апостольской преемственностью через возложение рук, вплоть до епископов наших дней. Оно состоит из исторического и культурного наследия каждой Церкви, созданного свидетельством мучеников, отцов Церкви и святых, равно как и живой верою всех христиан на протяжении веков вплоть до наших дней». (Иоанн Павел II, Orientale lumen, 8).

Святое Предание — это не какая-то искусственно созданная реальность, но полнота данная Богом Церкви. Предание включает в себя Святое Писание, науку Апостолов и Святых Отцов. Некоторые богословы делят Предание на Апостольскую и Патристическую традиции для удобства изучения, однако это не значит что преданий несколько, но есть только одно Предание.

Именно понимание Предания является камнем преткновения для христиан, принадлежащих к протестантским и неопротестантским общинам. Ведь исходя из науки о Предании становится ясно, что Библия — это Книга Церкви. Святое Писание возникло в Церкви и является вторичным по отношению к Ней, вот почему Церковь имеет всегда последнее слово в его интерпретации.

Восточные Отцы Церкви

Отцы Церкви, а особенно Восточные Отцы Церкви — занимают исключительное место в восточном богословии. Это те мужи, кто отличался особой святостью и правоверностью доктрины. Именно они были и остаются теми, кто хранят, интерпретируют и объясняют Церкви Святое Предание (ср. George S. Bebis, Tradition in the Orthodox Church).

Часто на Западе неустанное обращение к Святым Отцам в православной теологии рассматривается, как слабость и отсутствие воображения. Однако это поверхностный и маргинальный взгляд. Подобно тому, как иконописец пишет икону находясь в рамках определённых канонов иконописи и это никоим образом не ограничивает его творчество, также и восточный богослов в своей теологической рефлексии вовсе не смущён мыслью Святых Отцов, к которой он обращается, как путник к карте.

Теология духовного опыта (мистическое богословие)

 

Сегодня западный мир переживает кризис веры. Это отчасти потому, что само рациональное понимание богословских утверждений не гарантирует встречи с Богом, с Господом нашим Иисусом Христом. На Западе произошёл разрыв между разумом и верой, эти две реальности противопоставляются друг другу. Вот почему современный богослов на Западе вовсе не обязательно может верить даже в божественность Спасителя.

Трудно сказать насколько сегодня лучше с верой на христианском Востоке (и лучше ли?), однако в восточном богословии всегда в центре стоял духовный опыт. Существует известная поговорка, которая как нельзя лучше описывает сей принцип: теолог — это тот, кто молится. Действительно, что может сказать человек о том, чего сам не пережил?

Быть может поэтому в восточной богословской традиции принято называть Богословами с большой буквы только трёх человек: апостола Иоанна, святого Григория Назианского и св. Симеона, которого называют «Новым Богословом».

Монашеское влияние на богословие

Вне всякого сомнения на восточную богословско-литургическую традицию оказало огромное влияние монашество. Монахи всегда занимали радикальную позицию по отношению к богословским компромиссам. Они всегда на первое место ставили опыт познания Бога и ортодоксию веры, возможно поэтому в восточном богословии почти отсутствует то, что в западном богословии называется «теологией земных ценностей» (ср. Василь Тучапець, Нарис східного богослов’я, с. 12).

К особо значимым монашеским центрам можно отнести синайские монастыри (монастырь св. Катерины), Студицкий монастырь, а также известную Святую гору — Афон. Между прочим именно в этих монастырях сформировался и развивался исихазм — восточная духовно-аскетическая система.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *