"Откуда Ты знаешь меня?". Неделя православия. Проповедь
Верю / не верю, Проповедь

«Откуда Ты знаешь меня?». Неделя православия. Проповедь

Дорогие братья, дорогие сестры!

1. Первое воскресенье Великого Поста называется Неделей Православия. Сегодня мы вспоминаем о том, что в первой половине IX века Церковь торжественно объявила о своей победе над различными ересями, а особенно над ересью иконоборчества.

Иконоборцы были против почитания икон: они считали, что это идолопоклонство.
Церковь же
учит нас, что с идолопоклонством мы имеем дело тогда, когда «кто-то» или «что-то» занимает место истинного Бога. Икона в нашей литургическом благочестии не занимает место Бога: мы поклоняемся не самой иконе, но Богу. Икона — это только средство; окно, через которое мы желаем прикоснуться к духовному миру.

2. Знаменательно, что сегодня — в ​​воскресенье Православия — Литургия предлагает нам, к молитвенному размышлению, фрагмент Евангелия от Иоанна. Только что мы стали свидетелями таинственного диалога между Иисусом и Нафанаилом:

Иисус: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.»

Нафанаил: «почему Ты знаешь меня?»

Иисус: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1, 47-49).

"Откуда Ты знаешь меня?". Неделя православия. Проповедь

О чем же идет здесь идёт речь, что это за смоковница, и когда Иисус мог видеть Нафанаила?! Можем попробовать приоткрыть покров тайны и, по крайней мере частично, открыть для себя значение этой невысказанной связи, которую нам удалось нащупать; связи, которая имела место между Иисусом и Нафанаилом.

Во-первых, Нафанаил был убежден, что никто не мог видеть, его под смоковницей, иначе слова Христа его бы не впечатлили. Во-вторых, слова Нафанаила, которыми он обращается к Иисусу: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.» (Ин 1, 49б), указывают на веру Нафанаила, что Иисус является Мессией, а значит указывают на убеждение Нафанаила, что Иисус знал о чём-то чрезвычайно важном, что имело место под смоковницей.

Принимая во внимание все выше упомянутое, мы можем предполагать, что этой чрезвычайно важной вещью (которую никто из людей не мог видеть) была тайная молитва Нафанаила. Искренний израильтянин, где-то далеко от людей под смоковницей, молился и имел мистический опыт встречи с Богом. Конечно, мы не можем знать, что это была за встреча, но наверняка это было нечто сверхъестественное… И вот, когда Спаситель сказал, что видел его под смоковницей, Нафанаил в свою очередь «рассмотрел», узнал в этом своем мистическом опыте Иисуса-Мессию.

История Нафанаила — это настоящая история богопознания, и не случайно, что этот отрывок Евангелия читается сегодня в воскресенье Православия. «Торжество Православие» — это праздник победы истинного богопознания в жизни каждого христианина. Оно есть уделом не только избранных, но каждого человека, который подобно Нафанаилу является искренним в своих поисках. Сам Господь подтверждает доступность богопознания и побуждает нас к нему, говоря в том же отрывке: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.» (Ин 1, 51).

3. Пусть же эти слова вдохновляют нас на всём пути Великого Поста, который мы начали; вдохновение же пусть находит выражение в конкретных поступках: участие в Тайне Исповеди, милостыне, нахождении времени для более глубокой молитвы. Прежде всего давайте будем просить Господа о даре искренности, чтобы нам увидеть икону Иисуса Христа в своем сердце, чтобы нам вместе с Нафанаилом воскликнуть: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев«!

Один ответ «Откуда Ты знаешь меня?». Неделя православия. Проповедь

  1. Во-первых, огромное спасибо за такую замечательную мысль…

    Мне почему-то кажется, что самый раздражающий Бога вопрос звучит как «Боже, а Ты есть?». Ведь его порой задают даже верующие люди, переживающие непростые периоды своей жизни. И по сути, если Нафанаил просил о знаке, то его можно где-то сравнить с Фомой Неверующим, который, помнится, всё норовил пальцы в раны Христовы вложить, чтобы поверить… Но вот что интересно: Христос не отказал ни одному, ни второму…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *