Добротолюбие и синайский монастырь
Духовная жизнь, Духовность

Добротолюбие и синайский монастырь

Друзья, я продолжаю небольшие экскурсы в историю возникновения аскетических текстов, вошедших в Добротолюбие. Сегодня я хочу рассказать о втором периоде писательской деятельности, который существенно повлиял на понимание того, чем является иисусовая молитва, неустанная молитва сердца.

«Неопалимая купина»

Второй период — это период синайских духовных авторов. Основным ценром на Синае стал монастырь, окружённый стенами ещё в VI веке при императоре Юстиниане. Находится он и по сей день в центре Синайского полуострова у подножия «моисеевой горы» — горы Синай. Традиция говорит, что именно на этом месте Моисей говорил с Богом укрытом в неопалимой купине (несгораемом кусте), поэтому ничего удивительного нет в том, что первое название монастыря было «Неопалимая купина».

С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины (её мощи были обретены монахами в середине VI века) монастырь переименовали в монастырь Святой Екатерины. Он был первым большим и значимым монастырским центром, который на протяжении столетий оказывал влияние на христианский Восток.

Добротолюбие и синайский монастырь
Бывший монастырь "Неопалимая купина", а ныне "Святой Екатерины" у подножия горы Синай в центре Синайского полуострова

Община и исихазм

По словам иеромонаха Юзефа (Наумовича), переводчика и составителя польского Добротолюбия, именно здесь, на Синае, произошёл переход от египетской пустыни (т.е. от отшельнической жизни), до жизни в монашеской общине. Общинная жизнь, однако не перечёркивала идеалы отшельнической жизни: напротив, такие добродетели, как взаимная любовь, послушание и контроль над помыслами и чувствами, теперь воспитывались через совместную жизнь в монастыре.

К ключевым элементам синайской духовности можно отнести прежде всего поиск духовного покояисихии. Исихия — это главное условие молитвы и предстояния пред Богом.  Поиск такого состояния становится основой монашеской жизни. Таким вот образом возникла новая аскетическая система, которая в последствии будет развиваться на Афоне, так называемый исихазм.

Друзья, я планирую в ближайшее время продолжить «синайскую» тему и следующей моей статьёй будет пост «Синайские отцы исихазма». Если вам нравится этот блог и вы не хотите пропустить новую информацию на нём, то подпишитесь на рассылку статей и на почту и/или присоединитесь к обществу сайта. Давайте будем вместе для Иисуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *