Христианский коан -1. О крошках
Духовная жизнь

Христианский коан -1. О крошках

Здравствуйте, друзья! Возможно многим известно, что такое коан в дзен-буддизме. Для тех же, кто не знает, я поясню в двух словах. Коан — это краткая парадоксальная история-задача, решение которой (согласно дзен-буддизму) приводит человека к просветлению. Коан ставит рациональное мышление человека в тупик, заставляет его искать решение проблемы вне дискурсивной логики. Последнее время я всё чаще замечаю такие коаны в Святом Писании…Коан о крошках

Иисус идет с учениками дорогою в Иерусалим. Его преследует женщина, которая просит о исцелении своей дочери одержимой бесом. Господь «ни словом ей не ответил». Он молчит долго, до тех пор, пока утомлённые криками о помощи ученики, просят Его, что бы Он наконец «отпустил её»:

— Скажи ей, пусть уйдет! А то идет за нами и кричит…

Иисус говорит ученикам (однако достаточно громко, что бы и женщина Его услышала):

— Я был послан только к потерянным овцам народа Израиля.

Она же, не смотря на эту грубость, вновь просит Его о помощи. Иисус по прежнему жесток и не умолим:

— Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить щенкам.

— Да, Господин мой, но и щенки едят крошки, которые падают со стола хозяев, — ответила она.

— Велика твоя вера, женщина, — сказал ей тогда Иисус. — Пусть будет тебе то, чего ты хочешь.

И в тот же миг дочь ее выздоровела. (сравни с переводом Кузнецовой, Мт 15,21-28)

Это история вводит меня в самый настоящий «ступор».

Я удивлён и шокирован молчанием моего милосердного Бога.

Я не могу понять в чём величее веры женщины, да где эту веру мой Наставник  заметил?!


Да-да, и не говорите мне, что библейские комментарии всё объясняют — я профессионально работаю с комментариями, я знаю…

Я знаю, что эта женщина скорее всего язычница. Хананеяне — языческий народ, который проживал до появления евреев в Палестине. «Хананеянин» — стало словом нарицательным. Им обозначали всякую шваль…

Но Иисус НИКОГДА не отказывал «швали». И язычникам тоже…

Кто же она, хананеянка?

Хананеянка, которая вырвала у Иисуса исцеление?!

Но вырвала ли?

Она весьма хотела это сделать. Да, также как и все мы, которые наивно полагаем, что Бога можно заставить!

Достаточно лишь громко кричать, ставить жмени свечек… (Чем принято ещё меняться с Богом?!)

Иисус молчит — Он не хочет, что бы Им манипулировали. Никто не хочет… даже Бог.

Хватит ли нас на то, что бы понять — Его нельзя заставить! Хананеянке хватило.

Она ловит на лету: раз Он для избранных — я буду избранной, я готова играть по Его правилам!

Иисус читает в её сердце эту мысль: не даром говорит Он ей не о «псах», а о «щенках»:

«Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить щенкам». Щенки так близко избранных — они играют с детьми…

Она всё поняла! Не хорошо, однако же возможно! Крошки!!! Конечно, крошки!

Вот моя вера, Господин, удостоверься.

Господь! Я не в силах понять Твоё милосердное молчание ко мне.

Помоги мне, как помог Ты хананеянке, от неверия придти к вере.

5 к записям Христианский коан -1. О крошках

  1. У меня этот отрывок всегда вызывает одно и то же чувство: эта женщина просто знает, что у неё нет другого выхода, кроме помощи Иисуса. Именно в безальтернативности и соответствующей реакции на неё видится здесь её «победа»… И снова, и снова — зачем Бог дал человеку свободную волю, если альтернативы нет?..

    1. На белорусском языке есть такая поговорка: «Нават калі, чорт праглыне, то два выхады застаецца» (Даже если проглотит чёрт, то остаются два выхода). Если исходить из того, что женщина имела до встречи с Иисусов магическое отношение к Богом, то Иисус был для неё одним из чародеев, который выгоняет бесов (таких много было и есть)… Поэтому она могла обратиться к другому чародею.

      Иисус же в корне меняет её мышление о Боге…

      Впрочем я не утверждаю, что моё понимание этого фрагмента — единственно правильное… Но то, что Бог дал человеку свободную волю — это постулат христианской веры.

  2. То, что свободную волю Бог таки дал — это очевидно. Но я только задаюсь вопросом зачем? Это не к Вам вопрос, это вопрос к Тому, Кто дал… ЗАЧЕМ? Ведь вариантов на самом деле не существует… кроме Бога — их ведь просто нет. Всё остальное — это к сатане, значит, в никуда…

  3. Согласна с Вами, что молчание Бога может быть милосердным, как Вы написали в этой статье. Бывает, человек не понимает, что то, о чем он просит, может ему навредить (он ведь не знает своего будущего, как все обернется).

    Я тоже считаю, что Бог всегда дает право выбора. Он предупреждает о последствиях. Но выбор человек сам делает.

    В этой истории я увидела настойчивость женщины.

    Согласна, что Бог не хочет, чтобы Им манипулировали.
    Но в Матфея 7:7 Господь повелел просить.
    А в 1Иоанна 5:14-15 написано, что мы получаем, когда просим по воле Божьей. Бог может не ответить, если у нас неисповеданный грех или наша просьба не соответствует Его воле.

  4. 2Юлия — Безусловно, в этой истории можно увидеть также и настойчивость женщины… Я не ставил перед собой задачи всесторонне исследовать этот фрагмент Писания.

    Литературный жанр коана (если вообще так возможно выразится) — это как вспышка, в свете которой каждый видит освещенный предмет несколько по иному… Когда я писал эти размышления, то ставил перед собою цель, что бы такая «вспышка» в сознании читателя в принципе произошла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *