О покаянии. Беседа вторая
Статьи друзей и переводы

О покаянии. Беседа вторая

Автор: о. Кирилл Миронов

Цикличность духовного восхождения

Жизнь человека, исполнена самых различных событий, радостей, искушений, тревог и даже горя. Духовная жизнь, никак не может быть оторвана или отделена от жизни физической, с её телесной и психологической составляющей. Жизнь вообще «полосата», а духовная в особенности.

«Некоторые, оградив себя, и при сильном действии в них благодати Божией, находили свои члены столько освященными, что заключили о себе, будто бы в Христианстве нет места уже похоти, но приобретается ум целомудренный и чистый, и что внутренний человек парит уже в божественном и небесном. Посему такой человек думает, что несомненно достиг он в совершенную меру; и когда почитает себя вступившим в безопасную пристань, — восстают на него волны, и опять видит он себя среди моря, увлеченным туда, где только вода и небо, и готовая смерть.

Так вошедший в нас грех производит всякую злую похоть. Но, снова сподобившись таковые некоей благодати, и как бы, так сказать, из целой морской глубины прияв малую некую каплю, в сем самом находят ежечасно и ежедневно совершающееся чудо; почему, подвергшийся такому необычайному, новому и Божественному действию дивится и изумляется, как он обманулся. Наконец, благодать, как божественная и небесная, просвещает, руководит, умиряет его, все устрояет во благое; почему, цари и властители, мудрые и сановные, в сравнении с ним, почитаются малыми и низкими.

А со временем настает час, и дела изменяются, так что действительно такой человек думает о себе, что он грешнее всех людей. И в другой опять час видит себя как бы великим и необычайным царем, или сильным другом царевым; и опять видит себя в иной час немощным и нищим. Наконец, ум приходит в затруднение, почему бывает сие так и опять иначе; потому что ненавистник добра сатана преуспевающим в добродетели внушает лукавое и старается развратить их. Так бывает дело.» преп Макарий беседа 39.

Через искушения к духовному совершенству

И тут есть одно искушение, о котором хотелось бы поговорить, так сказать заострить внимание.  Когда после периода духовного подъема, наступает период спада, мы при определенной мудрости можем увидеть как Бог своим особым действием поддерживает душу кающегося, человека переживающего покаяние. Эта помощь, хотя и в момент своего присутствия обычно не осознаваема, однако настолько велика, что после того, как Господь кающегося «поставил на ноги», само осмысление обильных милостей Божьих, наполняет душу духовным восторгом и благодарностью. Но кроме того, возникает подспудное желание стать ближе  к Богу. Если серьезно с этим попытаться разобраться, то ситуация выглядит даже смешно. Упавшего малыша пожалели, поставили опять на ножки, а он хочет к маме, «на ручки». Но Бог от нас хочет, что бы мы научились ходить, а не «ездить на ручках», хотя бы и Божьих. Потому и ставит «на ноги», а не «носит на ручках» до конца дней наших.

И вот тут подкрадывается искушение, но не падать, и даже не идти, а без конца канючить, — «ну возьми на ручки». Кажется что период обладания обильной божественной помощью, можно легко вернуть, если снова и снова активно переживать покаянные чувства. Если индуцировать в себе психологические состояния и ощущения, переживаемые при подлинном покаянии.  Это конечно ложь, но как много христиан именно это и делают. И на этом фоне, страшная метаморфоза произошла с понятием «покаяние», которое стало восприниматься как постоянная индуцированная депрессия на тему собственной греховности и никчемности, перемежающаяся истерическими состояниями.  Это чисто психологическое состояние, многими «горе-подвижниками» принимается за покаяние подлинное.  Многие из таких людей стараются всю жизнь пребывать в таком состоянии, надеясь именно таким образом обрести Спасение, не замечая как подлинное примирение с Богом находится вроде бы совеем рядом, но тем не менее очень далеко от них.

Иногда «подвижника» часто ждет другая ловушка лукавого. Когда это переживание своей греховности, пробывши уже значительное время, вдруг провоцирует мысль, что оно и было подлинное покаяние и Бог уж верно простил свое чадо, и надобно снова приниматься за свою жизнь.

О ложном покоянии и уместном лекарстве

Думаю не лишним будет указать на яркий пример такого покаяния, который показан в фильме российского режиссера Павла Лунгина  об Иване Грозном, «Царь». Когда приходится говорить о таком ложном понимании покаяния, то историческая фигура Московского тирана 16 века, приходится как нельзя кстати. Мы на ярком примере можем видеть, что все эмоциональные переживания «покаяния», нисколько не делали душу грозного царя чище и ближе к Богу, а только создавали психологическую картину освобождения от груза ответственности за грех.

Российский историк Карамзин описывает обычное времяпрепровождения царя Ивана, как бесконечную вереницу пиров и диких варварских забав, убийств и насилия, перемежающуюся приступами «покаянных слез» и пением продолжительных богослужений, которые как бы «освобождали душу» , лишь для новых  оргий.  И естественно такое поведение не могло быть одобряемо  теми христианскими священнослужителями, которые с глубокой верой несли крест Христова священства в то жестокое время, двое из них, святитель Филипп и игумен Корнилий, даже причислены православной церковью к лику святых как мученики за веру.

Подобную линию поведения часто может обозначить каждый из нас в своей жизни, если строго и основательно посмотрит на свои поступки, а главное трезво оценит их. Хорошим лекарством против такого искаженного понимания покаяния может служить добродетель трезвения. Ведь опьяняться можно не только вином или гордыней, чувством собственной правоты или «духовности», не менее пьяняще оказывается и горькое вино самообвинения, если оно принято сверх должной меры.

Тут важно напомнить древний принцип «злоупотребление не отменяет употребления», и если есть упивающиеся психологическим переживанием скорби по своим грехам, вовсе не значит, что скорбь по своей разлуке с Богом есть дело нехорошее. По с ути это естественное  чувство, которое бывает от потери чего то близкого или дорогого, ни в коем случае нельзя вызывать у себя его искусственным путем, а уж если оно отсутствует, но стоит молиться Богу о ниспослании большей Любви , поскольку именно её отсутствие делает состояние греха «безболезненным».

Завершить бы хотелось забавным случаем , однако как нельзя подходящим к теме этой статьи. Один кающийся приблизился к исповедальне, где находился священник, по мнению многих имевший глубокий духовный дар принимать исповедь. Кающийся долго готовился к исповеди, и старался попасть именно к этому духовнику, ожидая от него каких то особенных откровений. Между ними состоялся буквально следующий диалог:

-отец, я великий грешник…

-не преувеличивайте, сын мой, наверняка просто заурядный.

Как сказал один из отцов-пустынников, при этом обладавший и поэтическим даром, — «трудно стяжать человеку покаяние, если уж и признает себя грешником, то непременно великим».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *