Автор: о. Кирилл Миронов
Покаяние, одно из удивительных чудес которое происходит с человеком. Сотворив человека во времени, Бог дал ему возможность примирения с Собой в случае утраты богообщения. Удивительная возможность остановиться, взглянуть на пройденный путь, оценить его исходя из отношений с Богом, и оценив, искать примирения с Всевышним. Важно отметить, что под термином «покаяние» понимается два разных явления, которые впрочем можно считать одним, настолько они похожи.
Два покаяния
Первое, возникающее при принятии Христа как Бога и Спасителя, являющееся непременным условием обращения у Христовой Церкви. Преподобный Авва Макарий так описывает этот процесс:
«Кто приходит к Богу, и действительно желает быть последователем Христовым, тот должен приходить с той целью, чтобы перемениться, изменить прежнее свое состояние и поведение, показать себя лучшим и новым человеком, не удержавшим в себе ничего из свойственного человеку ветхому. Ибо сказано: аще кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17). Господь наш Иисус Христос для того и пришел, чтобы изменить, преобразить и обновить естество, и эту душу, в следствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным Своим Божественным Духом.» (Беседа 44 Христос в человеке совершает…)
Второе, это действие человека уже принадлежащего Церкви, но по причине тяжкого греха отпавшего от Христа. Это так же называют покаянием, хотя с покаянием обращения, есть некоторые отличия. Роднит эти два духовных явления, общий смысл, направленность покаяния на созидание новых отношений человека с Богом, новых, взамен утраченных грехопадением. Зададимся же вопросом, неужели первое покаяние, происходящее в человеке во время обращения его к Богу, и приводящее его к таинству Крещения настолько несовершенно, что после Крещения возрожденный Водою и духом христианин продолжает оставаться под властью греха и греховных привычек? Неужели благодать Таинства Крещения не дает ему в руки мощнейшее оружие против искушений, что бы жить христианину в святости и благодати, в спасительном единстве с Христом в Его святой Церкви?
Несомненно, Вошедший в Христову Церковь верующий имеет все возможности, что бы жить в благодатном общении с Богом всю оставшуюся жизнь. Но. Человек немощен и слаб, потому продолжает всю жизнь, ведя борьбу с пороком и пытаясь возрастать в добродетели, не только побеждать искушения, но и поддаваться им, не только стяжать добродетели, но и утрачивать их. И когда смертным грехом человек отторгается от Церкви, ставит между собой и Богом стену, то всегда имеет возможность разрушить эту стену и восстановить свое общение с Христом в Его Церкви. Происходит это потому, что Бог не оставляет грешника погибать, особым своим действием направляет его к покаянию.
Собственно «покаяние» на языке Священного писания Нового Завета, звучит как «метанойя», дословный перевод «перемена ума», а смысловой перевод «перемена образа мысли и действия». То есть не простое «сожаление о содеянной неправде» , а подлинное желание поменять образ мысли и действия, стать «новым человеком».
Естественно такое невозможно без особой благодатной помощи, которую оказывает человеку Христос в Церкви. Но так же стоит заметить, что в этом смысле, покаяние, это не единократный волевой акт, но долгая и трудная дорога прохождение которой, требует всей жизни. Тут то и важно понять разницу, между сожалением и желанием исправления конкретного грехопадения, и переменой образа мысли действия в целом своем существе. Важно то, что без «малого покаяния», невозможно покаяние «большое». Без примирения после каждого грехопадения, перемена существа просто не состоится. (Продолжение).
Точка невозврата Sherlock’а
Чудеса святого Шарбеля Маклуфа
Иосиф Слипый и термин «православный»
Христос — наша Пасха. Новый Катехизис Украинской Греко-католической церкви — интересное чтение!