Иисусова молитва и "короткие молитовки": беседа вторая
Духовная жизнь, Иисусова молитва

Иисусова молитва и «короткие молитовки»: беседа вторая

Друзья! В предыдущей статье я начал рассказывать о иисусовой молитве. Сегодня я продолжаю это делать и хочу в нескольких словах коснуться происхождения самой молитвенной формулы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Такая молитвенная формула не была известна изначально. Ранние Отцы Пустыни, как я уже упоминал здесь на блоге, практиковали внутреннюю медитацию (krypte melete). Заключалась она в том, что монахи размышляли (и повторяли мысленно, а иногда и шёпотом) стихи Святого  Писания.

В поисках молитвенного внимания

В поисках наилучшего способа концентрации (молитвенного внимания), Отцы Пустыни пробуют молиться одним неизменным воззванием. Практика коротких часто повторяемых молитв развилась в IV-VII веках. Обычно использовался один стих из Евангелия или псалма.

В западной христианской традиции принято называть такую форму молитвы «стрелистыми актами». На христианском Востоке такую молитву называют «односложной» (монологичной). Греческое слово monologistos означает дословно «одно слово» или «одно предложение», т.е. само определение допускает использования лаконичного выражения, формулы, которая определяет настроение души.

Отцы Пустыни пользовались множеством различных «молитовок». У каждого была и своя любимая молитвенная формула.

Например, Макарий Великий учил неустанно повторять: «Господи, по воле Твоей помилуй меня!». У Иоанна Кассиана Римлянина зато был любимый стих из псалма: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» (Пс 69,2). Диадох Фотикийский советовал совсем короткую фразу: «Господи Иисусе». Пользовались, конечно же, и выражением «Господи, помилуй», которое позже вошло в богослужение.

Иисусова молитва и "короткие молитовки": беседа вторая
Макарий Великий

Формула иисусовой молитвы

Первый раз наиболее полная формула иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», появляется в житии египетского монаха аввы Филимона (предположительно VII век). Окончание «грешнаго» появилось значительно позже, возможно в поздней Византии, а может и в России.

В предыдущей статье я уже обращал внимание, что иисусова молитва является парафразой слов слепого Вартимея в Евангелии: «Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк 10, 47). Перекликается она также с молитвой мытаря и настойчивой просьбой хананейки. Все перечисленные фрагменты Евангелия выражают просьбу о милосердии и помощи, вызывают чувство смирения, надежды, доверия и благодарности.

Иисусова молитва является также своеобразным «символом веры«, т.к. содержит определения того, кем является Иисус.

Первая часть молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», называет Иисуса Господом. «Господь» — это библейский «синоним» таких понятий, как «Мессия», «Помазанник», «Христос». Выражение «Сыне Божий» говорит о божественной природе Иисуса Христа. Вторая часть молитвы «помилуй мя грешнаго» выражает личное отношение человека к самому себе и понимание того, что силы измениться исходят от Бога.

Друзья, спасибо, что читаете мой блог! В следущем посте я продолжу тему иисусовой молитвы. Не пропустите и… Божьего вам благословения!

2 к записи Иисусова молитва и «короткие молитовки»: беседа вторая

    1. Дзякуй і Вам, Алесь, за пазітыўную ацэнку. Мне вельмі прыемна, што сайт падабаецца маім землякам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *